группа "Неваляшки"
Пед. Опыт."Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"Педагогическийопыт работы воспитателяМБДОУ «ЦРР – д/с «Сказка» Ковылкинского муниципального района РеспубликиМордовия
ВоробьёвойИрины Семёновны
потеме «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Актуальность и перспективность.
Патриотизм– любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желаниетрудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – необходимо формировать в дошкольном возрасте. Невозможно воспитатьчувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно,полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к егогосударственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»).Одной из основных задач ФГОС ДО, является: «объединение обучения и воспитания вцелостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных исоциокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения винтересах человека, семьи, общества». Поэтому патриотическоевоспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО. Воспитание патриотическихчувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания,включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родномугороду и родной стране. Наиболее сложной является работа. Любовь к родномугороду, поселку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развитияличности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культурыневозможно воспитать гражданина и патриота свое Родины, сформировать у детейчувство собственного достоинства, положительные качества личности. Дети должныпонять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что ониграждане России, маленькие россияне. Актуальность проблемы заключаетсяв том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностяхнародных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам погруппе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа сродителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Задачапедагогов и родителей – какможно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такиечерты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойнымгражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому,детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижениястраны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развиватьинтерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Задача педагога – отобрать из массы впечатлений,получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: семья, труд людей, традиции,общественные события и т. д. При этом эпизоды, к которым привлекается вниманиедетей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по патриотическомувоспитанию необходимо подумать, что целесообразнее показать и рассказать детям,особо выделить наиболее характерные явления.
Условия формирования опыта.
Для реализации нравственно – патриотическоговоспитания дошкольников в ДОУ необходимо выполнение очень важных условий. 1.Повышение уровня самообразования педагогов.
К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечегоотрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием ипрезрением может только человек, не понимающий потребности детства». Но никакиезнания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну,свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя. Материал, подобранный им для показа детям, должен бытьисторически верным и адаптированным для детского восприятия. В этом помогают консультации, семинары, семинары– практикумы, посещение открытых мероприятий (занятий, праздников, экскурсий выставок),проводимых в ДОУ и в городе. 2. Создание предметной развивающей среды.
Трудности в ознакомлении детей с отдельнымиисторическими фактами, бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникамсвойственно наглядно – образное мышление. Это требует насыщения окружающеймалыша действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точнопредставить себе то, о чём говорит педагог. В детском саду оформлены стенды: «Нашгород Ковылкино»: стенд сфотографиями узнаваемых мест города, с названием их и историческойинформационной справкой о городе Ковылкино. Стенд «Государственные символыРоссии, Республики Мордовия, Ковылкинского муниципального района», где детимогут познакомиться с гербом, флагом, гимном, портретами Президента страны,Главы Республики Мордовия и Ковылкинского муниципального района. В группе оборудованы специальные зоны: - уголок,ориентированный на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад,родной город); – уголок патриотического воспитания, содержащий материал по ознакомлениюс городом, страной, государственной символикой. В уголках изодеятельности выделено место дляпредметов декоративно – прикладного искусства. Здесь организуем выставки (например, «Защитники Отечества», «ДеньКосмонавтики», «День Победы», «Русские народные праздники»). 1. Взаимодействие с семьямивоспитанников.
В работе по нравственно -патриотическому воспитанию огромное значение имеет семья. Осознанное включениеродителей в единый, совместный процесс воспитания ребёнка позволило значительноповысить его эффективность. Участие родителей в мероприятиях, составлениях альбомов о родном городе, и Республике, народных праздникахвызывает у детей большой эмоциональный отклик, заставляет глубже сопереживать,любить свою Родину. Разнообразны формы работы с семьёй - семейныеэкскурсии в городской краеведческий музей, знакомство с достопримечательностямигорода; создание своих родословных, оформление выставки «Мама, папа, я -дружная семья, тематических альбомов типа «Моя семья», «Мои предки» и т. д.
Теоретическая база опыта.
На современном этапе развития обществавозрастает значимость патриотического воспитания. Всвоей работе мы опираемся на следующие документы: - Конституция Российской Федерации; - Федеральные законы Российской Федерации: Закон РФ «Об образовании», «О ветеранах», «О днях воинской славы». - Государственная программа «Патриотическое воспитание гражданРоссийской Федерации на 2011-2015 годы» утверждена постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 5 октября 2010г.№795. Идея воспитания патриотизма игражданственности, приобретая все большее общественное значение, становитсязадачей государственной важности. «Национальная доктрина образования вРоссийской Федерации» подчёркивает, что «система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социальногогосударства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокойнравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Для успешной работы по патриотическомувоспитанию я изучила следующую методическую литературу: 1. Моястрана. Возрождение национальной культуры и воспитаниенравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие длявоспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель, 2005. - 205 с. 2. Новицкая,М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. -Москва: Линка-Пресс, 2003. - 200 с. 3.Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическомувоспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва: Сфера, 2006. - 192с. 4. Агапова И.А., Давыдова М.А. Беседы о великихсоотечественников с детьми 5-7 лет, Москва, ТЦ Сфера,2005 г. 5. Великой Победе посвящается: Праздники в детском саду/Сост. Ю.Е. Антонов. - М.: ТЦ Сфера, 2010. 6. Гражданское воспитание в дошкольном образовательномучреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий/авт. – сост. Е.А.Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008. 7. Слюбовью к России: методические рекомендации. - Москва: Воспитание дошкольника,2007. - 128 с. 8.Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры / Е. А.Воронова. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 282 с. - (Сердце отдаю детям). 9. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примернаяосновная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.
Ведущаяпедагогическая идея.
Проблеманравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна.Преданность к отечеству нужно воспитывать, прежде всего, через воспитание удетей любви и уважения к родному дому, улице, городу. Если маленький гражданиннашей большой страны будет знать свой родной край: особенности природного края,его достопримечательности, историю, то он вырастет настоящим гражданином нашейРодины. Задачи: - Воспитывать любовь к родномудому, семье, детскому саду; - Оказание помощи ребёнку впреодолении трудностей в различных видах деятельности; - Развитие творческогопотенциала в игровой, предметно-продуктивной, социально-ориентированнойдеятельности; - Формирование основнравственных представлений; - Воспитание любви к чтению,развитию любознательности, любви к природе, стремление к здоровому образужизни; - Формирование основ морали;укрепление позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненногооптимизма; - Принятие детьми базовыхнациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций; - Формированиехудожественно-эстетических способностей; - Формирование способности ксамостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора,к принятию ответственности за их результаты.
Технологияопыта.
Цельпедагогического опыта – эффективносодействовать становлению и развитию ответственного, инициативного маленькогогражданина России, формированию его индивидуальности, способности к личномусамоопределению и творческой реализации своих возможностей, то естьсформировать личность гуманную, творческую, адекватно оценивающую себя, умеющуюуважать других, активную и самостоятельную. В своейработе я поставила перед собой следующие задачи: -Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду; -Оказание помощи ребёнку в преодолении трудностей в различных видахдеятельности; -Развитие творческого потенциала в игровой, предметно-продуктивной, социально -ориентированной деятельности; -Формирование основ нравственных представлений; -Воспитание любви к чтению, развитию любознательности, любви к природе,стремление к здоровому образу жизни; -Формирование основ морали; укрепление позитивной нравственной самооценки,самоуважения и жизненного оптимизма; -Принятие детьми базовых национальных ценностей, национальных и этническихдуховных традиций; -Формирование художественно-эстетических способностей; -Формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемымна основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты. В основу исследования легли принципы Принципинтегративности, который учитывает сотрудничество с семьёй, музеем,библиотекой, событиями в стране, базовой программой дошкольного образования. Принципцелесообразности заключается в отборе знаний наиболее актуально для ребёнкаданного возраста. Принциписторизма реализующий путём сохранения порядка описываемых событий сводящим кдвум понятиям: прошлое (было давно), настоящее (наши дни). Принципгуманности он предполагает умение воспитателя встать на позицию ребёнка, учестьего точку зрения не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнкеполноценного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческиепонятия - любовь к семье, Родине. Принцип дифференциации он заключается всоздании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в освоениизнаний о семье, стране. Учитывать его психологические особенности, возможности,интересы. Принципдоступности материал, предлагаемый воспитателем должен быть доступен и понятендетям, соответствовать возрасту. Сдетьми я проводила тематические занятия: - поаппликации «Российский флаг», «Праздничный салют», «Подарок маме»; - порисованию «Моя мама», «Открытки ко Дню Победы»; -проводились беседы на тему: «Мой любимый детский сад», «Важность труда всехлюдей работающих в детском саду», «Космонавты»; - былизготовлен альбом «Природа моего края», фотографии с изображением знаменитыхмест в городе; -оформлен патриотический уголок «Все мы Россия» - былизготовлен стенд ко дню Защитника Отечества, ко Дню Победы. Анализ результативности опыта.
Показателеми результатом работы можно считать следующее: 1. Удетей появился интерес к изучению культуры родного края. 2.Сформировался необходимый объём знаний, чувство гордости и национального достоинства. 3.Пополнились знания о культурных событиях родного города, края и значимости дляРоссии. 4.Расширилисьзнания о традициях, достопримечательностях и лучших людях нашего города. 5.Возросло желание детей изучать природу родного края. Родители: 1.Сталиболее активными, у них появилось желание принимать участие в совместныхмероприятиях.
2.Родители начали проявлять больше интереса к воспитательно-образовательномупроцессу. Достижения детей На российском уровне:
Конкурс «Талантоха» - 2диплома Дипломант Конкурс «Изумрудныйгород» - 4диплома победителя I степени Конкурс «Изумрудныйгород»-3диплома победителя II степени На муниципальном уровне: Конкурс чтецов - 3диплома призера Конкурс рисунков – 1диплом призер Постоянное,целенаправленное наблюдение за детьми позволило судить об эффективностипроводимой работы. Мониторингс детьми проводился два раза: в начале и конце года. Критерииуровня развития, которые могут отследить динамику развития ребёнка: -знаетсвои имя и фамилию, возраст, имена отчества родителей, места работы, значениеих труда; - знаетсотрудников детского сада по имени-отчеству, назначение их труда; -можетрассказать о своём городе, называет свою улицу; - имеетпредставление о Российской Армии, Дне Победы; -имеетпредставление о флаге, гербе, мелодии гимна; -знакомс культурой и традицией родного края и всей страны. В результате проделанной работы у дошкольниковзначительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильногоотношения к миру, стране, семье, природе. Трудоемкость опыта.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольника - процесс сложный идлительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения.Эта весьма кропотливая работа должна проходить систематически, начиная смладшего возраста , проходить через все виды деятельности и по разнымнаправлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному посёлку, креспублике, к своей стране и тогда результат не заставит себя ждать.
Адресность опыта.
Опыт может бытьинтересен воспитателям, старшим воспитателям, специалистам дошкольнойпедагогики, студентам педагогических учебных заведений – родителям,в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях. Наиболее приемлемымиформами использования опыта работы считаю: – информационный материал, содержащий необходимыеисторические факты и события. – консультации, педагогические советы, педагогические гостиные. – дни открытых дверей для родителей и педагогов другихдошкольных образовательных учреждений.
Возможность тиражирования.
– Распространение опыта врамках дошкольного учреждения для педагогов (рекомендации, консультации); – Опыт был представлен на конференции муниципальногоуровня, которая проходила на базе МБДОУ «Росинка» в 2016 г., и рекомендован краспространению среди педагогов района. Опыт размещен на сайте МБДОУ «ЦРР – д/с «Сказка»
Наглядные приложения.
Конспект занятия похудожественно-эстетическому развитию аппликация – «Российский флаг» в младшейгруппе. Конспект занятия открытого занятия по аппликации –«Российский флаг». Конспект занятия полепке – «Маленькая Маша». Конспект занятия поаппликации – «Праздничный салют». Спортивное развлечениевместе с папой: «Вместе весело шагать…» Конспект занятия – «Моядружная семья». Конспект занятия поаппликации – «Подарок маме». Беседа с детьми окосмонавтах Консультация дляродителей «Где мы отдыхали летом» Альбом «Природа родногокрая» Фотовыставка ко днюгорода с изображениями знаменитых мест г. Ковылкино. 13 апреля 2017 в 21:28
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.